Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Истории

"Это косвенный налог, а не двойное налогообложение". Почему бизнес разоряется в Казахстане?

26.03.2024
Фото: https://img.bes.media/

В Казахстане давно говорят о необходимости снизить налоговую нагрузку на бизнес, но с каждым годом ситуация только ухудшается.

Бизнес переживает не лучшие постковидные времена и находится в условиях непростой геополитической ситуации. Вдобавок к этому он задыхается от налоговой нагрузки, о которой на расширенном заседании правительства РК высказался и президент Касым-Жомарт Токаев:

"Как я понимаю, исполнение плана по доходам прошлого года минфин во многом обеспечил за счёт налогов текущего года. Возврат НДС на 600 млрд тенге был приостановлен. Получается, бюджетные вопросы решены за счёт изъятия оборотных средств у бизнеса".

Налоговый кодекс постоянно дополняют поправками, в результате он становится всё менее понятным для бизнеса. Давно назрела необходимость в новом кодексе, который сейчас разрабатывают в недрах правительства. Президент сказал, что он должен создать баланс между хорошими условиями для инвесторов и обеспечением необходимого уровня поступлений в бюджет.

Нынешнее налогообложение предприниматели и эксперты называют сложным и бесперспективным. Почему сложилась такая ситуация, когда налоги душат бизнес, и как создать модель, которая устроит обе стороны – государство и предпринимательство?

"Я за пять лет ни разу на прибыль не выходил"

В начале февраля ролик бизнесмена Алмаса Сетербаева "Это невыгодно в Казахстане" завирусился в соцсетях. На видео владелец медоварни рассказал о большой налоговой нагрузке и вынужденном закрытии производства.

Бренд "Медовая марка" производит медовый алкогольный продукт. По словамдиректора ТОО "Global Invest International" Алмаса Сетербаева, его производство – единственное в Казахстане, которое занимается глубокой переработкой мёда и готовит продукт из своего сырья: вода – из артезианской скважины, мёд – с собственной пасеки, лимоны выращиваются в теплице в селе Украинка. Производство находится на востоке Казахстана в посёлке Ушаново. Здесь работают только сельские жители.

"Прежде чем выпустить продукт, мы должны уплатить два вида налога: акциз и налог на литры. Мы как товаропроизводители работаем под реализацию. Товар с моего склада ушёл, а денег за него я не получил, и непонятно, когда получу. Но я сразу должен уплатить этот акциз и налог на литры, ещё и НДС 12%. Налоговая говорит: это косвенный налог, а не двойное налогообложение. Но по факту это не так. Товар физически не продан. Он на полках в процессе. Может продаться через год. Может вернуться ко мне. А налог надо уплатить сразу. Я за пять лет ни разу на прибыль не выходил", – рассказал Алмас Сетербаев.

undefined
Коллаж из видеопрезентации производства "Медовой марки"

За пять лет бизнесмен вложил в своё дело 400 млн тенге и заплатил 66 млн тенге налогов, ни разу не выходя в плюс. Фирма не получала налоговых льгот и каникул. Сейчас "Медовая марка" находится на грани закрытия. В льготном кредитовании бизнесу отказали. Алмас Сетербаев вынужденно сократил почти 90% штата и распродаёт остатки товара со склада.

"Куда ни обращался, говорят, что помогли бы, если бы это был магазин или ресторан. Получается, что купля-продажа финансируется, а производители – нет. Всё, что государство называет помощью, – это когда устраивает ярмарки производителей. Мы выезжаем, конечно, но за свои деньги. И стоим продаём. А что делать? Едем от безысходности, чтобы продать. Если бы у меня были свои полки в магазинах, мы бы не ездили. Но нет оборотных средств, чтобы организовывать это", – объяснил директор фирмы.

По его словам, отечественные производители вина платят больше налогов, чем импортёры, которые завозят его из других стран. К тому же российские, белорусские и зарубежные товары выкупают себе полки в казахстанских магазинах.

"Все защищают своих производителей и не пускают на свой рынок других. У них свои подзаконные акты, которые позволяют это регулировать. Налоговые льготы есть, поддержка производства большая. Для производителей, чтобы на ноги встать, закон нужен, как в Беларуси. Там 95% на полках должно стоять отечественного и 5% – привозного. Если бы у нас был закон, который установил 50 на 50, за два года производство бы поднялось", – уверен Алмас Сетербаев.

"Я за то, чтобы налоги платили все, но разумные"

Владелица студии дизайна интерьеров под ключ Studio 31 Марта Хайбулина выступает за пересмотр политики страхования работников.

"Я за то, чтобы налоги платили все, но разумные. Обязательные пенсионные взносы за счёт работодателя сейчас составляют 1,5%. Ещё и до 5% поднять планируют. Ещё обязательное страхование работников от несчастного случая. Мало того что работодатель оплачивает страхование здоровья за свой счёт, так за страхование от несчастных случаев – 85 000 в год, если в штате от 1 до 10 человек. Нужно определять категории, потому что мои сотрудники не работают на опасном производстве, а в основном трудятся из дома. Всё это больше похоже на лоббирование интересов страховых компаний", – сказала она.

За налоги, которые платят предприниматели, было бы неплохо получать какие-то бонусы от государства, добавила дизайнер. Субсидирование на пополнение оборотных средств, например. Действующий фиксированный НДС, по её мнению, надо снижать или делать гибким, потому что государство не может эффективно бороться с инфляцией.

undefined
Коллаж из фото дизайн-студии "Studio 31"

"В той же Европе, если государство не может сдерживать цены, оно снижают налоги или делает перерасчёт. И цены падают, на продукты к примеру. Можно субсидировать бизнес, потому что любые кредиты для бизнеса в банках имеют просто космический процент – от 25 до 40 с лишним. Это нужно регулировать. Какое-то ограничение в 15% бы сделали – облегчили бы жизнь многим людям, которые вынуждены кредитоваться для работы", – сказала Марта Хайбулина.

Чтобы участвовать в госпрограмме поддержки МСБ, нужно не только собрать все бумаги, но и желательно относиться к определённой категории людей. Вкупе с налогами, доплатой за работников и сложным кредитованием оставаться в бизнесе сложно.

Налоговой отчётности стало больше

По данным исследовательской группы BSR и её директора, кандидата экономических наук Мадияра Кенжебулата, с 2005 года валовая добавленная стоимость (ВДС) МСБ в Казахстане в номинальном выражении увеличилась более чем в 45,6 раза – с 798 млрд в 2005 году до 36,4 трлн тенге в 2022-м. Относительно ВВП валовая добавленная стоимость МСБ выросла в 3,5 раза – с 10,5 в 2005 году до 35,1% в 2022-м.

При этом последние годы наблюдалось сокращение доли среднего предпринимательства в структуре ВВП с 10,3 в 2013 году до 6,9% по итогам 2023-го. Одна из причин – чрезмерная налоговая нагрузка.

Оценка изменений основных форм налоговой отчётности и инструкций по их заполнению с 2013 по 2023 год показала существенное увеличение документов:

  • правила составления налоговой отчётности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) увеличилась на 16 страниц;
  • правила составления налоговой отчётности "Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00)" увеличились на 25 страниц;
  • правила составления налоговой отчётности "Упрощённая декларация для субъектов малого бизнеса (форма 910.00)" увеличилась на 17 страниц.

Короче говоря, проще не стало.

undefined
Инфографика исследования BSR

В структуре налоговых поступлений в бюджет доля МСБ в 2022 году составила около 3,5 трлн тенге (19% от всех налоговых поступлений) в 2022 году. Для сравнения: один только "Тенгизшевройл" (нефтегазовая компания) в 2022 году заплатил больше налогов, чем весь МСБ – почти 4,6 трлн тенге. Что касается малого предпринимательства (ИП без наёмных работников), то несмотря на его быстрый рост в последние годы, налоговые поступления, согласно данным КГД РК, составили всего 1,3 трлн тенге.

undefined
Инфографика исследования BSR

Главной задачей обложения налогами МСБ должно быть не получение сверхприбыли в бюджет, а создание условий для выхода из тени, считает исследовательская группа BSR. Для этого необходимо облегчить уплату налогов (ввести единый платёж, который автоматически распределяется на налоги и социальные взносы) и держать эту ставку в пределах от 3 до 5%.

undefined
Инфографика исследования BSR

Налоговый режим для развития МСБ должен быть прост и понятен. Система должна быть разработана таким образом, чтобы минимизировать стимулы для агрессивной налоговой оптимизации. Это включает в себя разработку сбалансированных ставок налога, разумную налоговую базу и эффективные меры против уклонения от налогов.

Что нужно менять

Ассоциация прямых продаж Казахстана оказала поддержку в проведении исследования. По мнению исполнительного директора ассоциации Анастасии Калашниковой, если правила будут простыми и понятными, а лазейки в законодательстве закроют, то у предпринимателей отпадёт желание искать пути для укрытия налогов.

"Мы не брались реформировать всю систему налогообложения, взяли самую маленькую часть, но она же – самая большая по количеству. Это предприниматели, не имеющие наёмных работников, которые при подходящих критериях могут использовать либо платформенную занятость, либо быть своего рода самозанятыми и использовать мобильное приложение. Мы предлагаем эти два варианта, два налоговых режима сделать похожими", – рассказала Анастасия Калашникова.

По задумке, предприниматель должен платить 4% со своего дохода, в эту сумму уже включены:

  • пенсионные взносы (ОПВ) – 45%;
  • социальные отчисления (СО) – 15%;
  • обязательное медстрахование (ОСМС) – 10%;
  • индивидуальный подоходный налог (ИПН) – 30%.

Эти 4% должны оплачиваться ежемесячно по факту получения денег.

Мобильное приложение должно быть бесплатным, без абонентской платы за кассовый аппарат. Единственными условиями такого налогового режима, по мнению экспертов, должно стать отсутствие наёмных работников и доход, не превышающий 20 млн тенге в год.

undefined
Предложение по внедрению единого налогового платежа для ИП без наёмных работников. Инфографика исследования BSR

"Мы предполагаем, что при введении такого режима из тени должны выйти неплательщики ОПВ, так как много предпринимателей сейчас не находятся в поле зрения налоговых органов. Этот же режим подойдёт ИП с доходом до 20 млн тенге. У этого режима больше социальная миссия: социальное обеспечение предпринимателей, их пенсионное обеспечение и медстрахование", – объяснила Анастасия Калашникова.

–––

Читайте также:

–––

Второй налоговый режим, который предлагают ввести эксперты, – это упрощённая декларация для ИП, которые не платят НДС и получают доход до 124 184 МРП в год (458,4 млн тенге в 2024 году). Налог для ИП при взаимодействии с физическим лицом должен составлять 3%, а с юридическим – 9%. Платёж также должен автоматически распределяться по фондам.

В случае дохода от физлиц налог в 3% должен включать:

  • ОПВ – 45%;
  • СО – 15%;
  • ОСМС – 10%;
  • ИПН – 30%.

В случае дохода от юрлица 3% распределяются на:

  • ОПВ – 45%;
  • СО – 15%;
  • ОСМС – 10%,
  • к ИПН относить 30 от 3%, как и в первом случае, плюс туда же в ИПН плюсовать 6% от дохода.

"Такой подход позволит нам избавиться от проблемы уклонения от НДС. Сейчас часто ИП используют как возможность обналичить деньги, потому что платёж ИП составляет 3% плюс условный 1% на обязательные взносы. Разница уже ощутимая. Если при взаимодействии с юридическими лицами налог будет 9%, то у последних не будет выгоды пытаться провернуть такую схему", – объяснила Анастасия Калашникова.

undefined
Предполагаемые налоговые отчисления от новой формы упрощенной декларации в условиях взаимодействия ИП, физических и юридических лиц. Инфографика исследования BSR

Совокупный процент налогов и других платежей, сколько отчисляют сами работники с зарплаты и работодатель за них, составляет 33,8%. И как ни посмотри, это деньги работодателя. Поэтому эксперты предлагают рассмотреть вопрос внедрения единого платежа в зависимости от категории работника и бизнеса. Причём это может быть применимо как к малому, среднему, так и к крупному бизнесу.

"Государство знает обо мне всё: электронное правительство знает мой социальный статус, пенсионер я или нет, сколько у меня иждивенцев. Поэтому размер ставки должен быть персонифицированный. Egov может сам назначать мою категорию, исходя из которой предприниматель оплачивает мою ставку. Дальше уже дело техники – платёж разбивается автоматически по видам налогов", – объяснила суть инициативы Анастасия Калашникова.

По расчётам авторов инициативы, внедрение единой ставки позволит в 6 раз сократить количество ежемесячных обязательных платежей. Снижение ставки обязательных платежей с фонда оплаты труда для наёмных сотрудников без льгот сократит разницу между налогообложением доходов предпринимателей и наёмных сотрудников. Эксперты ожидают, что это простимулирует выход из серой зоны около четверти работоспособного населения Казахстана, приведёт к повышению доходов населения, социальной стабильности и будет иметь мультипликативный эффект для экономики страны.

Кстати, о едином платеже говорил и президент Казахстана, выступая 7 февраля на расширенном заседании правительства:

"До логического конца не доведено и внедрение единого платежа с фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства. Данная норма работает уже год, все уполномоченные органы успешно отчитались, а бизнес как платил по отдельности налоги и взносы во внебюджетные фонды, так и продолжает это делать".

Исследования, проведённые BSR при поддержке Ассоциации прямых продаж, теперь изучает минфин РК. Предложения позитивно оценил глава департамента налоговой и таможенной политики МНЭ РК Ерлан Сагнаев, а также депутаты. Однако пока неизвестно, какое решение примут в правительстве и получит ли инициатива применение.

В настоящее время правительство разрабатывает новый Налоговый кодекс. Его проекта нет в открытом доступе, но на публичное обсуждение уже выставлен рекомендательный документ поправок к нему. Задача МНЭ – представить на утверждение готовую реформированную налоговую систему к октябрю 2024 года.

–––

Читайте также:

–––