Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Новости

"Суд – это способ нас раздавить": мать Алмаса Абдыгаппарова рассказала о судебной травле её семьи

Сегодня, 17:00
Эскиз проекта AV-Construction
ЖК Esentai City

После приговора Алмасу Абдыгаппарову уголовное преследование переключилось на его супругу – Ольгу Абдыгаппарову. Когда же и она оказалась под домашним арестом, против неё возбудили новое дело – на этот раз связанное с её ресторанным бизнесом.

Что произошло 

Сауле Джунусбекова обратилась в редакцию BES.media и рассказала в интервью главному редактору Серикжану Маулетбаю про многолетнее уголовное преследование, рейдерский захват бизнеса, аресты и уничтожение девелоперского проекта.

С чего началась история

Компания AV-Construction, реализующая крупный проект Esentai City в Алматы, директором которой в настоящее время является Сауле Джунусбекова, уже несколько лет находится в центре судебных разбирательств и уголовных дел. Сауле Джунусбекова, мать сооснователя компании Алмаса Абдыгаппарова, уверена: всё началось с момента, когда в 2016 году в компанию вошли люди, связанные с Елдосом Коспаевым, которого называли силовиком брата экс-президента Казахстана, покойного Болата Назарбаева.

По её словам, они потребовали долю в бизнесе, угрожая заблокировать все строительные разрешения. Руководящие должности в компании заняли приближённые Коспаева, зарплаты новых топ-менеджеров исчислялись миллионами. Постепенно реальное управление перешло в чужие руки.

"Они сказали; "Без нас вы ничего не построите". Но никакими инвесторами они так и не стали. Напротив, начали выдавливать из компании моего сына Алмаса и его команду", – рассказала Сауле Джунусбекова.

____

Спор за элитный ЖК Esentai City: как за компанию Абдыгаппарова бьются в суде акционеры

____

Заключение Алмаса Абдыгаппарова и преследование Ольги

После того как Алмас Абдыгаппаров был арестован в 2021 году, уголовное преследование началось и в отношении его супруги – Ольги Абдыгаппаровой. По инициативе свекрови она стала директором ТОО "AV-Construction", чтобы попытаться спасти проект.

"Когда всё это началось, я осталась одна. Мне уже было 76 лет. Я попросила Ольгу: "Возьми на себя руководство, мы проведём собрание, всё оформим официально". Она согласилась и стала директором. Только потом это обернулось уголовным делом против неё", – рассказала Сауле Джунусбекова.

Согласно материалам обвинения, Абдылгапарова незаконно заняла пост директора строительной компании, чтобы добиться смягчения наказания своему супругу. Впоследствии, по версии следствия, она совершила хищение имущества компании, в том числе передав девять  квартир на сумму более 800 млн тенге своей свекрови Сауле Джунусбековой, а также вывела более 20 млн тенге на счета аффилированных компаний. Однако, по словам свекрови, ни одна из квартир, фигурирующих в деле, не была передана посторонним лицам. Все объекты остались на балансе компании, что подтверждено справками из ЦОНа.

В обвинительном акте утверждается, что она действовала в группе лиц по предварительному сговору. Сауле Джунусбекова считает это абсурдом.

"Никакой группы не существует. Все действия были направлены только на одно – достроить дома и исполнить обязательства перед людьми. Следователь утверждает, что Ольга передала эти квартиры мне, а я какой-то Беймишевой. Это ложь. Они все находятся на балансе компании", – настаивает она.

undefinedСкан справки портала электронного правительства eGov
Одна из 22 справок на квартиры. Все они находятся на балансе ТОО "AV-Сonstruction"

Проверки и документы, опровергающие обвинения

Чтобы доказать добросовестность действий Ольги, Сауле Джунусбекова заказала шесть независимых аудиторских проверок. По её словам, каждая из них подтвердила: все поступления были израсходованы строго по назначению – на стройку, оплату подрядчиков и зарплаты сотрудников.

"Мы даже просили следователя провести судебную экспертизу, чтобы доказать отсутствие хищений. Но он отказался. Потому что результат был бы в пользу Ольги", – говорит она.

undefinedВыдержка из частного аудиторского отчёта
Заключение независимого аудитора в части нецелевого использования средств компании, во время работы Ольги Абдыгаппаровой на позиции директора

Кроме того, значительная часть договоров с покупателями была заключена задолго до того, как Ольга стала директором. Деньги принимались при прежнем руководстве, связанном с Елдосом Коспаевым.

Манипуляции с потерпевшими и обвинительным актом

Первоначально в деле фигурировали 42 потерпевших, но в итоговом обвинительном акте их число уменьшилось. При этом среди них, как утверждает Джунусбекова, оказались люди, связанные с бывшими рейдерами компании.

undefinedВыдержка из обвинительного акта Ольги Абдыгаппаровой
Среди потерпевших оказались осужденные в захвате бизнеса Дастан Абижанов и Тимур Танашев

"Следователь изначально вменял ей почти всё, что можно – 42 покупателя, 21 квартиру. Потом всё это начали убирать. Почему? Потому что понимали – доказательств нет", – говорит она.

Более того, среди потерпевших оказались Абижанов и Танашев – те самые люди, которых суд признал виновными в захвате бизнеса и приговорил к 12 годам лишения свободы.

Всем нужен Esentai City

Сауле Джунусбекова рассказала, что к моменту, когда Ольга возглавила компанию, счёт компании был практически пуст. Они провели собрания с покупателями, объяснили ситуацию и предложили план выхода.

"Покупатели стали понемногу переводить деньги. Мы направляли всё на стройку. Но хотелось бы, чтобы в условиях блокировки счетов и уголовных дел кто-то мог за год достроить огромный жилой комплекс", – объясняет она.

По словам Джунусбековой, кампания по дискредитации Ольги была организована теми же людьми, которые ранее выкачивали ресурсы из компании, скупая квартиры и землю по заниженным ценам.

Жилой комплекс Esentai City – это не просто стройка. Проект расположен в одном из самых престижных районов Алматы, а земля под ним – один из самых дорогих активов на рынке. Сауле Джунусбекова подчёркивает: именно этот факт сделал AV-Construction мишенью для внешнего захвата.

"Речь идёт о земле в "золотом квадрате". Район элитный, востребованный. Там должна была быть построена не только жилая застройка, но и офисы для банков, обсуждалась передача части земли под строительство для посольства США", – рассказала она.

По её словам, когда компания осталась без руководства, а прежние акционеры оказались в СИЗО, некие третьи лица начали вести переговоры о передаче земель без согласия учредителей. Сауле, как совладелица AV-Construction, узнала об этом постфактум – из уведомлений.

"Они вели переговоры с банками и дипломатическими структурами за моей спиной. Всё шло к банкротству. Им не нужен был бизнес, им нужна была земля. Под видом переговоров шла подготовка к передаче активов нужным компаниям", – утверждает она.

Она считает, что интерес к проекту со стороны влиятельных структур – ключевой мотив, почему дело Ольги и Алмаса сопровождается таким давлением. Уничтожение бизнеса – лишь инструмент передела собственности.

Преследование в ресторанном бизнесе

После ареста Алмаса начались проблемы и с ресторанным бизнесом семьи. Сеть из 14 заведений сократилась до двух. Сейчас против Ольги заведено ещё одно дело – по обвинению в невыплате зарплат.

"Была проверка минтруда, и все недочёты давно устранены. Но всё равно завели уголовное дело. Это просто способ раздавить нас со всех сторон", – считает Сауле Джунусбекова.

undefinedФото BES.media
Родители Алмаса Абдыгаппарова

Сауле с мужем Алтаем Абдыгаппаровым объездили практически все госорганы: Администрацию президента, Генпрокуратуру, Верховный суд, МВД, депутатов мажилиса.

"Везде выслушали, пообещали разобраться. Некоторые депутаты направили официальные запросы. Но всё возвращается в прокуратуру Алматы, где говорят: "всё законно", – рассказала она.

Отец Алмаса, Алтай Абдыгаппаров, обратился к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой остановить давление и проверить действия силовиков, которые, по его словам, действуют вразрез с курсом президента на справедливость. Семья требует прекратить преследование Ольги, провести независимую проверку следствия и прокуратуры и вернуть 84 объекта недвижимости на 16 млрд тенге компании AV Construction имущество, которое якобы было украдено у фирмы группировкой Коспаева.

Контекст

В 2022 году Алмас Абдыгаппаров был приговорён к семи годам по обвинению в присвоении 1 млн долларов от продажи виллы, хотя эти средства поступили в компанию, которую он же и основал.

В 2024 году Ольга была признана потерпевшей по делу о вымогательстве. Семья утверждает, что замруководителя департамента экономических расследований потребовал переписать 51% бизнеса Parmigiano Group, пообещав "оставить бизнес в покое". После отказа дело закрыли, а на Ольгу завели новые дела – в том числе по трудовому праву, с жалобами от людей, не работавших в компании.

В 2025 году в отношении Ольги Абдыгаппаровой возбудили уголовное дело по заявлению дольщиков, заключивших договоры с AV Construction в 2016–2018 годах. Как рассказывала Сауле Джунусбекова, в тот период компанию контролировала группировка Коспаева.

Что ещё

BES.media направил в адрес прокуратуры и Агентства по финансовому мониторингу официальный запрос с просьбой разъяснить информацию, факты и обвинения, о которых упомянула Сауле Джунусбекова. Редакция ожидает от органов подробного официального ответа, чтобы предоставить читателям объективную информацию по этому делу.

____

Читайте также

Семья Абдыгаппаровых заявила о давлении со стороны следствия по делу о ЖК Esentai City

____

d